box cargo-ship conversation delivery-truck document email fon phone stopwatch travel viber whatsapp
Заказать звонок
+7 (981) 919-51-19

пн - вс: 10:00 - 22:00

Медицинские аптечки для школ – регламент и рекомендации

В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10, в каждой школе должны быть медицинские аптечки, чтобы при травмах и несчастных случаях оказать первую помощь, пока не прибудут профессиональные медики. В них входят средства для перевязки и медикаменты. При этом в каждом специализированном учебном кабинете состав аптечки свой.

Необходимый перечень компонентов школьной аптечки

Согласно СанПин 2.4.2.2821-10, аптечка обязательно должна быть в школе в тех местах, где риск получения травмы считается высоким. К ним относится кабинет труда и спортивный зал. Строгого регламента состава в масштабах государства нет, но необходимо следовать местным нормативным актам, в том числе приказам и пояснительным документам Департамента здравоохранения.

Местные власти, как правило, в обязательный состав аптечки для школы включают следующее:

  • антисептик – раствор хлоргексидина 0,05%;
  • бинты стерильные;
  • бинты эластичные;
  • лейкопластырь в рулоне и бактерицидный – разной ширины;
  • пластырь для ожогов гидроактивный;
  • повязки стерильные;
  • салфетки марлевые стерильные – разных размеров;
  • повязки кровоостанавливающие;
  • маски медицинские из трех слоев;
  • одноразовые резиновые перчатки;
  • пинцет и ножницы;
  • блокнот и карандаш.

К аптечке должен прилагаться список номеров телефонов экстренных служб, куда надо звонить при необходимости.

Кроме того рекомендуется добавить в аптечку:

  • нашатырный спирт, который поможет очнуться при потере сознания;
  • жгут, чтобы остановить артериальное кровотечение;
  • градусник для измерения температуры тела;
  • маску, чтобы проводить искусственное дыхание через рот;
  • лекарственные препараты с успокаивающим эффектом – валидол и другие.

Все это добавлять необязательно, но желательно. Комплектация выбирается в зависимости от кабинета.

Департамент здравоохранения принципиально не включил в список медикаменты, поскольку в школе нельзя рисковать из-за их неправильного использования. Учителя проходят курс по оказанию доврачебной помощи, но профессиональными медработниками не являются. Они, а также другие школьные работники, ошибочно оценив ситуацию и пребывая в состоянии стресса, могут ненамеренно вызвать отравление или передозировку лекарственными препаратами.

В каждой школе обязательно должен быть медицинский кабинет и школьная медсестра, в распоряжении которой и должны быть лекарственные средства, в том числе противошоковый набор, чтобы оказывать экстренную помощь.

Наборы медикаментов и медицинских средств зависят от специфики учебного процесса

В стандартных рекомендациях СанПин говорится только о необходимости аптечки для спортзала и кабинета труда, поскольку это места с повышенным риском травматизма. Однако, как показывает опыт, в кабинетах, где ведутся уроки по естественным наукам, случаются несчастные случаи, поэтому медицинские средства не помешают. Набором медикаментов нужно также оснастить школьный автобус.

Что должно быть в спортзале

Согласно статистике, наиболее опасное в плане получения травм место в школе – это спортзал. Ученики именно там получают по большей части растяжения, вывихи, ушибы, открытые и закрытые переломы. В связи с этим рекомендуется всегда иметь рядом хороший запас перевязочных материалов, а также:

  • охлаждающий пакет – следует прикладывать к месту ушиба или ранения как при травмах закрытых, так и открытых, поскольку он будет способствовать остановке кровотечения;
  • йод – в качестве антисептического средства;
  • гепариновую мазь – можно применять исключительно при ушибах для устранения гематом, но противопоказана, если есть кровотечение;
  • гемостатическую губку – она понадобится, чтобы остановить капиллярное кровотечение, но не поможет, если повреждена артерия;
  • жгут – для остановки сильных кровотечений;
  • раствор перекиси водорода – оптимально использовать для обеззараживания и остановки кровотечения.

В школьном автобусе

Школьный автобус – это транспортное средство, поэтому в нем должна быть регламентированная аптечка, но, учитывая, что на нем перевозят детей, следует выбрать расширенный комплект. При этом следует руководствоваться Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 697 от 8 сентября 2009 года.

В набор должны обязательно входить перевязочные средства, резиновый жгут для остановки кровотечений, устройство для восстановления дыхания через рот. С учетом риска неправильного применения лекарств в стрессовых ситуациях, в том числе валидола, аспирина, анальгина, нитроглицерина, они были исключены из перечня.

В кабинете химии

Нельзя беспечно относиться к кислотам и щелочам, но неукоснительное соблюдение всех требований безопасности гарантировать нельзя, особенно в отношении поведения детей. Они могут получить химические ожоги реактивами – кислотами и щелочами. Могут вдохнуть их пары, случайно проглотить, обжечь роговицу глаз или повредить кожу. Именно поэтому к обычному списку компонентов полезно добавить следующие средства:

  • йод – для профилактики ран от инфекций;
  • раствор пероксида водорода 3% – применяется для предупреждения инфицирования ран при механических повреждениях;
  • раствор аммиака или нашатырный спирт – ватка, смоченная несколькими каплями средства, помогает привести в чувство потерявшего сознание ученика, например, если он вдохнул пары брома;
  • соду – ее раствором обрабатывают пострадавшие участки – кожу или слизистую оболочку – при попадании кислоты;
  • борную кислоту 2% – с помощью пипетки наносится на поврежденное место – кожу или слизистую оболочку – при ожогах щелочью, чтобы нейтрализовать воздействие и минимизировать вред;
  • Визин или схожие по свойствам капли – используют после промывания пострадавших глаз чистой проточной водой, чтобы остановить воспалительные процессы и предупредить отечность век;
  • гели и мази от ожогов – помогают снизить ущерб при термических ожогах, например, при беспечном нагревании реагентов;
  • энтеросорбенты, в том числе полисорб, энтеросгель, активированный уголь – используются, если учащийся проглотил любое химическое вещество, так как в этой ситуации обычное промывание желудка может повредить;
  • пипетку;
  • вату.

Следует помнить, что в любых чрезвычайных ситуациях помимо быстрого оказания первой помощи нужно вызвать школьную медсестру и неотложную помощь. Даже если кажется, что все последствия устранены, через какое-то время могут выявиться негативные последствия.

В кабинете биологии

Казалось бы, что на уроках биологии никаких рисков для здоровья не может быть, но ведь там устраивают практические занятия с растениями, используя микроскопы, посуду из стекла и реактивы для окрашивания органических соединений. Получается, что кабинет биологии можно расценивать как химическую лабораторию, хоть и с минимальным набором опасных средств.

На уроке биологии для учеников существует потенциальная опасность получить порез, ожог, раздражение на коже или слизистых оболочках, а также отравиться растениями при попадании их в рот.

Кроме того, часто в кабинетах располагается живой уголок с разными животными и насекомыми, с которыми ученики вступают в контакт и подвергаются риску получить укус, царапины, аллергические реакции.

Исходя из всего вышесказанного, в аптечку для кабинета биологии целесообразно упаковать не только перевязочные материалы, которые полагаются по стандартам, но и следующие медикаменты:

  • перекись водорода 3% – чтобы предупредить инфицирование ран при механических повреждениях;
  • йод – этот раствор необходимо нанести после обработки перекисью водорода на места укусов и царапин;
  • раствор марганцовки – помогает при отравлениях и используется для обработки ран;
  • активированный уголь или другие энтеросорбенты – необходимо использовать, если ученик проглотил реагент или растение, так как промывание желудка может вызывать ожог;
  • левомеколевую мазь;
  • нашатырь – ватка, смоченная несколькими каплями средства, помогает привести в чувство потерявшего сознание ученика;
  • кровоостанавливающий жгут – требуется использовать исключительно при глубоких порезах и укусах с признаками пульсирующего артериального кровотечения.

В кабинете физики

На уроках физики ученики участвуют в разнообразных опытах, поэтому рискуют обжечься, получить удар током и механические травмы.

Чтобы быстро оказать помощь пострадавшему, в кабинете физики должна быть аптечка, куда помимо стандартных перевязочных материалов следует положить:

  • особую маску, действующую по принципу «рот в рот» или воздуховод для выполнения искусственного дыхания в случае удара током при остановке дыхания и сердечной деятельности;
  • перекись водорода 3% – чтобы предупредить инфицирование ран при механических повреждениях;
  • йод или антисептический клей БФ-6 – необходимо нанести после обработки перекисью водорода на края глубоких ран, чтобы не только предотвратить инфицирование, но и защитить от воздействия внешней среды, чтобы ускорить процессы регенерации;
  • нашатырный спирт – ватка, смоченная несколькими каплями средства, помогает привести в чувство потерявшего сознание ребенка;
  • противоожоговые мази – используются исключительно для термических, но не химических ожогов;
  • валидол – помогает успокоиться.

В начальном классе

Маленькие дети отличаются большой физической активностью, особенно во время перемен. Как правило, аптечка для начальной школы собирается в соответствии со стандартными рекомендациями, так как нежелательно в классе рядом с детьми хранить потенциально опасные лекарственные средства. Это касается даже валидола и активированного угля, которые могут оказаться в руках, а потом и во рту беспечного малыша.

Рекомендации по хранению школьных аптечек:

  • Настоятельно рекомендуется расположить каждую аптечку в ящике или высоком шкафу, чтобы максимально затруднить к ним доступ учеников.
  • Все преподаватели обязаны знать о расположении аптечек, поэтому, чтобы не возникало проблем, медицинские средства помещаются в коробку яркой расцветки с нанесенным символом красного креста.
  • В каждый набор рекомендуется вложить инструкцию – кратко описанный пошаговый порядок действий для каждого средства, если придется оказывать первую помощь ученику.
  • Каждый препарат и средство должно быть подписано и пронумеровано, чтобы в стрессовой ситуации избежать паники из-за неспособности разобраться с содержимым контейнера, например, отличить стерильные бинты от нестерильных, или марганцовку от йода.
  • Необходимо отслеживать сроки годности компонентов, для чего целесообразно раз в шесть месяцев проводить инвентаризацию. Чтобы не возникало проблем, следует назначить ответственного. Как правило, выбирают учителя, проводящего уроки в кабинете, где хранится аптечка.

Кто имеет право оказывать первую помощь в учебных кабинетах

Таким правом наделяется каждый преподаватель, который прошел обучение на специализированных курсах по оказанию доврачебной помощи.

Обученные учителя могут воспользоваться медицинскими средствами в следующих ситуациях:

  • при ожогах и травмах, в том числе при ударе электрическим током;
  • капиллярных и артериальных кровотечениях;
  • обмороках по любым причинам;
  • остановке дыхания и прекращении сердечной деятельности;
  • асфиксии (удушении);
  • обморожениях;
  • отравлениях.

Преподаватели имеют право оказывать только первую помощь до приезда медиков. В сложных случаях необходимо без промедлений вызвать скорую помощь.

Готовые школьные аптечки

Полностью собрать аптечку для каждой классной комнаты в школе можно самостоятельно, но удобнее и выгоднее купить ее в готовом варианте. Мы с полной ответственностью относимся к комплектованию наборов в удобных контейнерах с разделителями на ячейки. Состав зависит от специфики учебного процесса. Мы грамотно оформляем сопутствующие документы, разрабатываем понятные инструкции, внимательно отслеживаем сроки годности.